Институт Русской Литературы РАН
«Пушкинский Дом»

ФОНОГРАММАРХИВ: ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Единственный в России фольклорный Фонограммархив Института Русской литературы Российской Академии наук был учрежден в начале ХХ столетия как Фонографический архив Первого Славянского Отделения Библиотеки Императорской Академии Наук по инициативе ее директора, академика А.А.Шахматова. Первым хранителем и заведующим Фонографического архива БАН стал магистр филологии Э.А.Вольтер. Основу фонда Фонографического архива составили записи образцов фольклора славянских народов России и Восточной Европы, собранные в фольклорно-лингвистических экспедициях А.А.Шахматовым, Э.А.Вольтером, Н.С.Державиным и другими учеными.

После длительной консервации (с 1917 года) фонды Фонографического архива были объединены с обширной фонотекой Музея Антропологии и Этнографии, включавшей фольклорные и диалектологические звукозаписи народностей Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии; материалами Фоноархива Государственного Института Истории Искусств, а также звуковыми коллекциями Ленинградской Государственной Консерватории. Возглавил объединенный Фонограммархив доцент Ленинградской Консерватории Е.В.Гиппиус. Таким образом, к концу 30-х годов Фонограммархив стал обладателем обширного и разнообразного фонда фольклорных звукозаписей от более чем ста народностей. Однако, основная часть рукописных материалов собирателей оставась в архивах исходных учреждений.

В эти годы широко развернулась научная и собирательская деятельность его сотрудников, продолжающаяся до настоящего времени. В 1939 году Фонограммархив передан Институту русской литературы АН СССР, где существует и по сей день.

В отличие от профилированных внутриведомственных фонотек, Фонограммархив имеет обеспеченный режим постоянного государственного хранения коллекций. Это создает предпосылки для приема извне крупных собраний звукозаписей и, таким образом, определяет централизующее научно-отраслевое положение фонограммархива. При введении передаваемых коллекций в основной фонд предусматривается сохранение авторского права фондообразователя.

Наряду с записями русского фольклора, составляющими основную часть коллекций Фонограммархива, в его фондах широко представлены звуковые материалы различных наций и народностей, проживающих на территории России (шире - Российской Империи). Таким образом, специфика Фонограммархива заключается не только в большом количестве материалов (около ста пятидесяти тысяч единиц хранения), в разнообразии его фондов, сформированных на протяжении почти ста лет.

Объединение фондовых материалов в коллекции осуществляется на основе смешанных принципов. Чаще всего коллекция отражает результаты одной фольклорной экспедиции. Реже - коллекция мемориального характера демонстрирует результаты собирательской деятельности одного ученого. Основные коллекции Фоногроаммархива к настоящему времени имеют полное научное описание.

Звуковые материалы Архива могут быть сгруппированы следующим образом:

1. Записи, выполненные на фонографических валиках (конец Х1Х - 50-е годы ХХ века, самая ранняя из них датируется 1890 годом). Среди них коллекция Е.Э. Линевой (Русский Север и Средняя Россия), записи акад. Н.С. Державина от болгар-колонистов, материалы, записанные В.И. Йохельсоном в Сибири и на Дальнем Востоке, записи О.Э. Озаровской на Пинеге и Кулое, материалы комплексной экспедиции Государственного Института Истории Искусств (Заонежье, Пинега, Мезень, Печора). Особый интерес представляют уникальные записи Линевой от молокан и духоборов в Закавказье, коллекции В.М.Жирмунского, И.Р.Зиндера и Э.Иогансена (фольклор немцев Поволжья и Санкт-Петербурга), среднеазиатские записи С.Г.Рыбакова, осетинские коллекции Б.А. Галаева и фольклор грузин-гурийцев в записях Э.Т.Эмсгеймера и И.Д.Мегрелидзе. Особого упоминания заслуживает коллекция Ю.И.Блока, включающая в себя уникальные звукозаписи выдающихся деятелей русского и мирового искусства конца 19 - начала 20 века. Среди них - записи П.И.Чайковского, Л.Н.Толстого, А.Г.Рубинштейна, С.И.Танеева, И.Гофмана, Э.Петри, А.С.Аренского, А.Н. Есиповой, М.Н. Климентовой-Муромцевой, Л.Д. Донского, Я.Хейфеца, А.А.Брандукова, А.И.Южина-Сумбатова, А.П.Ленского. По технике звукозаписи к фоноваликам примыкают записи, выполненные на восковых дисках Эдисона в 1930 - 1950 гг.

2. Записи, выполненные на бытовых и репортерских магнитофонах (с 1950 -х годов по настоящее время). Среди них материалы экспедиций ИРЛИ на Мезень, Печору, Кулой, в Костромскую, Пермскую, Горьковскую, Астраханскую, Смоленскую области, в Карелию и в районы русско-белорусско-украинского пограничья.

3. Высококачественные стереофонические звукозаписи на профессиональной аппаратуре (с 70-х годов по настоящее время), выполненные от выдающихся аутентичных исполнителей и этнографических коллективов.

Архив располагает техническим оборудованием и высококвалифицированными специалистами, производящими реставрацию старых звукозаписей непосредственно в лаборатории. К 1990 году закончен перевод фонографических звукозаписей на магнитную ленту. Создан страховой фонд копий на металлических матрицах, обеспечивающий практически вечную сохранность звукозаписей. Ведется работа по цифровой реставрации архивных фонограмм.

Непреходящая научная и культурная ценность Фонограммархива обусловили его значение как источникового центра, содержащего богатейшие материалы для исследований и публикаций. Издание материалов в серии "Памятники народного творчества", ежегоднике "Русский фольклор" и периодическом издании "Из истории русской фольклористики" постоянно вводят в научный оборот новые материалы.

В период с 1983 по 1995 гг. осуществлялся выпуск серии грампластинок "Из собрания Фонограммархива Пушкинского Дома". Альбомы снабжены полными текстами и нотной транскрипцией.

Фонограммархив нуждается в современной компьютерной технике и программном обеспечении для высококачественной реставрации старых звукозаписей, цветном принтере. Для успешного продолжения экспедиционной деятельности по собиранию образцов традиционного фольклора необходимо регулярное финансирование.